Российская экономика скатывается в рецессию, рубль обвалился в этом году на 40% и примерно на столько же – мировые цены на нефть, а Запад продолжает говорить об ужесточении санкций. Россия стала опасным, высокорисковым рынком, и в этих обстоятельствах иностранные финансовые институты думают, как обезопасить себя от потерь
Офис Банка международных расчетов (BIS) в Базеле, Швейцария
В какой степени международная финансовая система завязана на Россию, какие объемы денег стоят на кону для западных банков? Приблизительный ответ дает ежеквартальная статистика Банка международных расчетов (BIS) – расположенного в Базеле «центрального банка для центробанков».
Данные BIS дают представление о совокупных финансовых рисках, или «экспозиции» (exposure), банковских секторов разных стран в связи с кредитами и авансами, предоставленными российским банкам и компаниям, а также владением долговыми ценными бумагами российских эмитентов. BIS отслеживает данные по трансграничному кредитованию, исходящие от 25 ведущих стран мира.
Согласно последней статистике BIS, опубликованной 7 декабря, совокупные долговые требования иностранных банков к российским резидентам на середину 2014 года составляли $207,6 млрд. По сравнению с концом 2013 года (отчетная дата, непосредственно предшествовавшая введению западных санкций) иностранные банки сократили экспозицию на Россию на 7,7% – показатель составлял $225 млрд.
На долю европейских банков приходится $156 млрд займов в пользу России. В Европе больше всех завязаны на Россию французские банки (почти $48 млрд), за ними следуют банки Италии и Германии (см. инфографику). Американским банкам российские резиденты «должны» $26,1 млрд, а японским – $18,4 млрд.
Активно кредитовали в России и австрийские банки (в частности, Raiffeisen Bank International, чей российский кредитный портфель составляет €10,8 млрд), но BIS прекратил публиковать данные по Австрии в 2013 году.
Эти суммы могут иметь большое значение для отдельных европейских банков, таких как итальянский UniCredit или французский Societe Generale, но в масштабе целых банковских секторов Европы (а также Японии и США) «российский» риск пренебрежимо мал (см. инфографику).
Помимо «обычных» требований (по кредитам и облигациям) BIS публикует данные по «потенциальным рискам», которые связаны с деривативами, гарантиями по кредитам и кредитными обязательствами. Это условные обязательства, большинство из которых связано с так называемыми кредитно-дефолтными свопами (CDS) на Россию. Они материализуются только в случае дефолта российского правительства – маловероятный на сегодня сценарий. Общая сумма потенциальных «российских» рисков иностранных банков составляет $156 млрд, и больше половины из них – $83 млрд – приходится на банки США.
Источник: РБК