В ноябре российские автодилеры сумели практически сохранить продажи на уровне годичной давности. По сравнению с ноябрем прошлого года они сократились всего-навсего на 1,1% — продано 229 439 авто, — а по сравнению с октябрем этого года даже выросли на 8,5%. Прямо скажем, неплохой результат на фоне предыдущих месяцев, когда продажи автомобилей стабильно падали.
Но дилеры не спешат радоваться: это не восстановление покупательной способности, а повторение мартовской истории, когда россияне спешили избавиться от резко дешевеющих рублей. Тогда интерес покупателей к автомобилям подогревался слухами о грядущем повышении цен. Если в апреле ценник на автомобиль вырос в среднем на 2-5%, то сейчас повышение цен (в ряде случаев уже состоявшееся, а в других — обещанное в скором будущем) составляет до 10%.
Ситуация на рынке неоднозначная: к 2014 г. дилеры подошли с большими запасами и в течение года были осторожны в новых заказах. По данным Таможенной службы, за девять месяцев 2014 г. импорт легковых автомобилей в Россию сократился на 20%. В октябре — ноябре, когда клиенты поспешили в автосалоны, склады быстро опустели и оказалось, что автомобилей не хватает. В дефиците и иномарки, и отечественная Lada — в этом убедился недавно собеседник одного из моих коллег, попытавшийся сделать достаточно крупный заказ.
В таких условиях некоторые автоторговцы быстро теряют связь с реальностью, говорит менеджер одной из автомобильных компаний: сначала они приучили клиентов к большому дисконту, пытаясь продать хотя бы что-нибудь. Но как только продажи пошли вверх, клиентский сервис заметно ухудшился. Продавцы вновь стали говорить о возможности достать автомобиль лишь по знакомству, закончились спецпредложения и подарки.
Расслабляться дилерам рано, предупреждают аналитики: скоро закончатся и автомобили по старым ценам, и желающие потратить на них последние накопления. По самым оптимистичным прогнозам, рынок будет разогрет до конца января, когда в салоны будут доставлены уже законтрактованные машины. Что дальше — неизвестно. Но можно предположить, что падение рынка окажется еще более стремительным, чем в летние месяцы 2014 г., когда продажи автомобилей год к году сокращались на 20-30%.
Сами дилеры осторожны в прогнозах: считают, что, если в следующем году сумеют продать 2 млн автомобилей, это будет неплохой результат. Они вспоминают показатели кризисных годов и приходят к выводу: падать еще есть куда. Выживать продавцы планируют за счет финансовых инструментов и продажи подержанных авто, но и здесь возникают трудности: количество автокредитов снижается, а на вторичном рынке с участием дилеров совершается не более 5% всех сделок.
Участники рынка предсказывают банкротства и призывают к консолидации рынка: несмотря на падающий рынок, количество дилеров и автосалонов заметно выросло. «Дело не в нашем неумении вести бизнес, — сетует один из автодилеров. — Слабые показатели насыщения автомобилями в расчете на 1000 человек, старый парк — это все, конечно, предпосылки к росту рынка, и мы можем сколько угодно рассчитывать стать крупнейшим авторынком Европы. Но потом наши прогнозы сталкиваются с реальной экономической ситуацией, а ее мы регулировать не можем».