Эксперты: Туристический рынок России ожидают большие перемены

Туристический рынок России ожидают большие перемены

На туристском рынке России грядут большие перемены, прогнозируют опрошенные «РГ» эксперты. Привычные сегодня турфирмы могут отойти на второй план. Все больше отдыхающих будут сами организовывать свои поездки за границу, что породит в Интернете новые сервисы для туристов.

К этой рокировке подталкивает ситуация, сложившаяся в отрасли. После череды летних банкротств турфирм и скандалов с неоплаченными отелями и обратными билетами, доверие туристов к организованному отдыху серьезно пошатнулось.

30 процентов — на столько могут вырасти в 2015 году цены на путевки российских турфирм

И многие взяли дело в свои руки, благо Интернет сегодня доступен большинству россиян. А с его помощью можно заранее купить билет в ложу Миланского оперного театра, не говоря уж о бронировании отелей и билетов на самолет.

И вот итог. На дворе скоро декабрь, а люди не спешат идти в турфирмы за новогодними путевками. Продажи, по сравнению с прошлым годом, упали на треть. Это в среднем по стране. Например, в Приморском крае, люди в данный момент почти не планируют поехать за границу на зимние каникулы — снижение продаж в некоторых турфирмах достигает 90 процентов.

Снижение репутации — дорого обошлось турфирмам, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Но проблема не только в этом. Значительно влияют на рынок и изменения валютного курса. Потребители выжидают, будет валюта дорожать или дешеветь. «Сейчас люди покупают путевки максимум за две недели до поездки. Раннего бронирования почти нет. Соответственно, и новогодние путевки продаются «со скрипом», — рассказывает Барзыкин. И признается, при среднем падении продаж на 30 процентов, сильнее пострадала Европа.

А пляжный отдых, например в Таиланде, Вьетнаме, спросом еще пользуется и в турфирмах.

Более-менее востребованы и горнолыжные туры. Причем если раньше люди в первую очередь интересовались курортами во Франции, Австрии, Андорре, то сейчас стали чаще спрашивать про Красную Поляну и другие российские направления. На внутреннем рынке вообще появилось существенное оживление, утверждают эксперты.

Тем не менее за границу по турпутевкам наши люди все-таки поедут. Пусть и меньше, чем год назад. И их очень волнует: не повторится ли то же самое, что было летом? Не «посыплются» туроператоры с рынка, как иголки с елки? Эту возможную проблему недавно детально обсудили на выездной сессии правления и регионального совета Российского союза туриндустрии в Дубае.

«В летних масштабах навряд ли, потому что причины, по которым они уходили с рынка, были связаны и с долгами прошлых лет, повышенным планированием программ. Сейчас туроператоры оптимизировали свои программы, и риски потерь стали много меньше», — уверяет Юрий Барзыкин. Кроме того, начали действовать измененные правила реализации турпродукта, когда билет туда и обратно должен выдаваться клиенту сразу «на руки». Это снижает риски.

Но, похоже,туристы в это мало верят. И оставляют турфирмы ни с чем. И чем дальше от Москвы, тем больше это «ничто».

Да и в Санкт-Петербурге ожидают, что по итогам зимнего периода (это, конечно, прежде всего рождественские каникулы) турпоток сократится на 25-30 процентов по сравнению с предыдущим годом. И там есть вероятность, что по окончании зимнего сезона рынок покинет еще часть туроператоров — это будет зависеть от финансовых итогов периода, рассказала «РГ» директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. «Думаю, что после этого рынок нашего региона уже можно будет считать достаточно стабильным — все скорректируют свои программы и ответственно подойдут к лету», — сказала она. Также, по ее словам, очевидно, что путевки могут подорожать как минимум на разницу курсов. То есть если бы действовали простые законы рынка, то рост составил бы 25-30 процентов. «Нужно понимать, что турфирмы в нынешней ситуации находятся между молотом и наковальней: продажи нужно стимулировать, но и цены не снизить — увеличилась стоимость услуг у партнеров, если переводить на рубли», — добавила она.

Вот только неизвестно, сколько свободных клиентов останется к тому времени. С Интернетом и более-менее приличным английским россияне открывают «свои турагентства». И неплохо получается, порой удается за две недели самостоятельно организованного отдыха заплатить в два раза меньше, чем за путевку в турфирме. Но и здесь не обходится без проблем, которые, впрочем, можно избежать.

Как подтвердил «РГ» исполнительный директор Клуба защиты прав туристов Федор Коробков, когда вы сами готовите свои заграничные туры, в этом случае вероятность того, что путешествие не состоится по независимым от вас причинам, минимально. Но следует учитывать, что если вы собираетесь таким образом поехать на курорты массового отдыха, допустим, в Турцию или Египет, то самостоятельная покупка билетов и бронь отеля может обойтись гораздо дороже, чем готовый турпакет. «Например, самостоятельно забронированный номер в гостинице может стоить, например, 70 долларов в сутки. А при покупке путевки у туроператора он будет стоить 10 долларов. Почувствуйте разницу», — говорит Коробков.

Но если вы выбрали не самое массовое направление — решили поехать в Европу или Америку, то можно обойтись и без турфирмы — разницы в цене почти не будет, а может и дешевле выйти. «Но если возникнут непредвиденные обстоятельства, придется самим «разбираться» с отелями, перевозчиками, если понадобится — судиться с ними, писать жалобы», — продолжает он. Всякое бывает — и так, что забронированный отель не предоставляет оплаченное место, не возвращает залог, который «заморозили» на вашей банковской карте при заселении, даже если у отеля нет к вам претензий. «Когда вы покупаете турпакет в фирме, она несет за все ответственность — от не вовремя вылетевшего самолета и потери багажа до низкого качества обслуживания в отеле и воровства в нем», — поясняет Федор Коробков. Да и законодательство России защищает тех, кто приобретает путевки у туроператоров. Однако летний опыт показал, что не так все гладко…

Так что здесь каждый сам решает, какой вариант выбирать. Если же вы решили попутешествовать организованно, при выборе туркомпании надо обратить внимание на следующие моменты, советует эксперт «РГ». Обладает ли туроператор ресурсной базой: есть ли у него свои отели, самолеты, авиакомпании. Если да, то его устойчивость на рынке выше и вероятность того, что фирма неожиданно обанкротится, ниже. Как правило, такая информация открыта, она есть на сайтах компаний, поскольку турфирмы заинтересованы в том, чтобы ее популяризировать.

Кроме того, эксперты советуют страховать путевки. В последнее время на рынке появился новый вид страхования — от банкротства туроператора, которая покрывает убытки при таком развитии событий. Бывает еще страховка от невыезда, но она, как правило, выплачивается тогда, когда человек не поехал в путешествие по личным причинам — заболел сам или кто-то из его близких. Цена обеих страховок примерно одинаковая — 7-10 процентов стоимости турпродукта, уверяют эксперты. А какую из них брать или оформлять обе — это уже личное право выбора туриста.

В ассоциации «Турпомощь» рекомендуют быть максимально внимательными при заключении договора с турфирмой. Нужно изучить условия, сроки и порядок внесения оплаты и предоставления необходимых документов, описание турпродукта и программы пребывания, сразу уточнить порядок и сроки получения перевозочных документов. А при их получении убедиться, что это билеты, а не маршрутная квитанция!

Если так случилось, что за границей выяснилось, что ваш туроператор больше «не туроператор», помните: администрация отеля за границей не вправе насильно удерживать туриста или его документы, если туроператор не оплатил его размещение. Если такое происходит, нужно обратиться к представителю принимающей стороны либо в консульское учреждение России в стране пребывания. Кроме того, турист вправе самостоятельно оплатить свое пребывание в отеле, сохранив при этом все документы, подтверждающие его расходы. По возвращении домой они будут являться основанием для предъявления требования о возмещении расходов с туроператора и страховой компании солидарно.

Также, находясь за рубежом, турист вправе потребовать, чтобы ему оказали экстренную помощь за счет средств компенсационного фонда «Турпомощь».

Немного истории

Первое в мире туристическое агентство открыл англичанин Томас Кук 5 июля 1841 года.

По его настоянию железнодорожная компания предоставила специальный поезд для «безалкогольной» поездки 570 рабочих по живописному маршруту между городами Лейстер и Лафборо в графстве Лестершир в Средней Англии. Кук, надо сказать, был ярым борцом за трезвый образ жизни.

Вскоре поездки стали регулярными, а в 1850-х годах появились маршруты по многим европейским городам.

Его экскурсии и путешествия основывались на принципе: «Получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене». Кук положил начало мировому групповому туризму. В 1865 году Кук открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев — родину их предков. Его агентство называлось «Томас Кук и сын».

Кстати

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предложила некоторым пассажирам интересный способ вернуться домой в случае банкротства авиакомпаний.

Для пострадавших потребителей будут предусмотрены «спасательные тарифы», по которым они смогут покупать авиабилеты у других авиакомпаний, членов IATA, выполняющих полеты с территории или в пределах Европы, по номинальной стоимости в течение двух недель.

Правда, такую возможность получат лишь те пассажиры, чья страховка не покрывает стоимости авиабилета. Об этом сообщает Ассоциация туроператоров России.

«Пассажиры остаются в затруднительном положении по причине банкротств авиаперевозчиков в редких случаях. Но мы должны быть готовы оказать им помощь. Наши авиаперевозчики предложат пострадавшим людям «спасательные тарифы», чтобы они могли вернуться домой», — заявил Тони Тайлер, генеральный директор IATA на «круглом столе» в Брюсселе.

Участие в соглашении о «спасательных тарифах» будет для авиакомпаний добровольным.

Читайте далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version