Первоначальная версия законопроекта о банкротстве физлиц предусматривала сумму долга 50 тыс. рублей, но банки и судьи считали этот порог очень низким
Банкротство может инициировать как должник более 500 тыс. рублей, так и его кредитор. При этом для должника в законопроекте есть одно исключение. Как пояснил РБК представитель комитета по собственности Госдумы, человек может подать заявление на свое банкротство при наличии и более низкой суммы долга, но суд даст ход этому заявлению, только если признает факт неплатежеспособности: например, если долг превышает стоимость имущества.
В первом чтении документ был принят осенью 2012 года, второе чтение все это время откладывалось. Минимальная сумма задолженности, при которой заемщик может подать на банкротство, была основным спорным моментом во время разработки документа. Первоначальная версия законопроекта предусматривала сумму 50 тыс. рублей, но банки и судьи считали этот порог очень низким. Судьи опасались, что окажутся заваленными делами о банкротстве, а банки — что не смогут взыскать долги.
Законопроект также предусматривает, что для банкротства заемщик может обратиться к финансовому управляющему (юристу или арбитражному управляющему) — специалисту, который за вознаграждение помогает должнику в делах о банкротстве. «По законопроекту вознаграждение финансового управляющего составляет 10 тысяч рублей в месяц. Минимальная сумма, которую нужно внести в депозит суда при подаче заявления, — два месячных вознаграждения, то есть 20 тысяч рублей. К финансовому управляющему предъявляются те же требования, что и к арбитражному управляющему — членство в саморегулируемой организации, страховка ответственности и ряд других», — пояснил член правления Союза СРО Эдуард Олевинский. Участие финансовых управляющих остается необязательным. По словам Олевинского, если должник грамотен, чтобы самостоятельно составить заявление, то он вправе это сделать. По его мнению, обращение к финансовому управляющему многим должникам не потянуть.
Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев говорит, что изменение разумно и соответствует реалиям рынка: иначе возможны были бы искусственные банкротства с целью списания должником средств и ухода от ответственности.
В законопроекте есть еще одно новшество по сравнению с предыдущим вариантом текста. Дела о банкротстве физических лиц, если они не являются индивидуальными предпринимателями, будут вести суды общей юрисдикции. Учитывая неопытность судов общей юрисдикции в вопросах банкротства, Олевинский полагает, что процессы по этим делам будут длиться около года.
Он полагает, что в ближайший год после вступления в силу закона о банкротстве физлиц в суды поступит от 100 тыс. до 500 тыс. заявлений о признании гражданина несостоятельным. При этом большинство обращений будет от заемщиков с долгами на суммы меньше 500 тыс. рублей. «Будут обращаться с задолженностями по коммунальным услугам, потребительским кредитам», — предположил Олевинский.