Экс-сенатор Сергей Пугачев, которого Агентство по страхованию вкладов считает причиной краха Международного Промышленного Банка и пытается засудить в Лондоне, не оставляет попыток оспорить арест своих активов. Его адвокаты утверждают в суде, что часть активов была экспроприирована.
Позиция адвокатов Пугачева была оглашена в эти дни на заседании в Высоком суде Лондона. Как следует из материалов заседания (есть у РБК), адвокаты Пугачева утверждают, что в 2010 году государство проявило интерес к покупке «Северной верфи» и Балтийского завода, подконтрольных бывшему сенатору от Тувы. «Эта тема обсуждалась с Путиным, который дал поручение Игорю Сечину (на тот момент председателю совета директоров Объединенной судостроительной корпорации и вице-премьеру) провести переговоры о приобретении активов по рыночной цене. В ходе переговоров обсуждалась цена в 5 млрд долларов», — говорится в материалах суда со ссылкой на адвоката Пугачева. По его словам, впоследствии Сергей Игнатьев, в то время возглавлявший Банк России, предложил, чтобы часть суммы была оплачена долгами МПБ перед Центробанком (около 32 млрд рублей). «Верфи были официально оценены в 100 миллиардов рублей и по этой цене приняты в залог Центробанком. Однако договоренности были нарушены, у Межпромбанка отозвали лицензию, на заложенные акции было наложено взыскание, и впоследствии они были реализованы в пользу ОСК всего за 12,5 миллиарда рублей. То есть фактически произошла экспроприация активов», — заключил адвокат.
По словам адвоката, АСВ (конкурсный управляющий Межпромбанка) не раскрыло этот факт в британском суде, и это является основанием для отмены июльского приказа Высокого суда Лондона об аресте активов Пугачева по всему миру на сумму 1,171 млрд фунтов стерлингов. По данным АСВ, на 1 июня долг Межпромбанка перед кредиторами составил более 80 млрд рублей.
ЦБ отозвал лицензию у Межпромбанка в 2010 году. До этого ЦБ выдал ему в качестве поддержки беззалоговый кредит на сумму более 30 млрд рублей. Выступающее истцом АСВ, согласно материалам суда, утверждает, что Пугачев владел Межпромбанком и воспользовался большей частью этих средств для личных нужд. В течение нескольких недель после получения средств ЦБ Межпромбанк перевел более 800 млн долларов на банковские счета, открытые на имя Пугачева или находящиеся под его контролем. Большая часть этой суммы была выплачена на счет в Societe Generale в Швейцарии, открытый на кипрскую компанию. Одним из директоров этой компании был сын экс-банкира Александр Пугачев, и до того момента она, как утверждают в АСВ, не вела коммерческой деятельности. Еще 106 млн долларов было переведено на личный счет Пугачева в дочерней организации МПБ.
АСВ утверждает, что в 2009 году Пугачев предоставил банку залоги в качестве обеспечения более чем по 180 кредитам, выданным «пустым» компаниям, предположительно принадлежавшим ему же или находившимся под его контролем. Генеральными директорами таких компаний были зачастую лица, «не имевшие в них фактической заинтересованности, например охранники банка и даже разносчик пиццы».
По утверждению АСВ, их личные данные иногда использовались в обмен на небольшое вознаграждение. Общая сумма денежных средств, выданных таким компаниям, превысила 2 млрд долларов. В залог были переданы акции компаний, получивших право на разработку угольного месторождения в Сибири. Предполагаемая стоимость заложенных акций значительно превышала 2,5 млрд долларов.
Вскоре финансовое положение банка снова стало ухудшаться. В августе 2010 года, утверждают в АСВ, Пугачев организовал снятие залога с акций, не предоставив каких-либо ценных активов взамен. Фактически кредиты, выданные его компаниям, снова стали необеспеченными. Позднее Пугачев согласился продать освобожденные от залога акции и заключил договор, предусматривавший получение им 800 млн долларов сразу и еще 2,4 млрд или большей суммы позднее за счет будущей прибыли. «Установлено, что Пугачев получил часть указанных денежных средств, однако он не сообщил, сколько именно, — говорится в материалах АСВ. — Между тем банк утратил способность погашать свои задолженности в надлежащие сроки. 4 октября 2010 года у банка была отозвана лицензия и назначена временная администрация. 30 ноября 2010 года Арбитражный суд Москвы объявил банк несостоятельным».
Пугачев отрицает, что контролировал Межпромбанк и имел отношение к банкротству. АСВ и в российском, и в британском суде доказывает обратное, считая, что Пугачев и ряд его коллег должны выплатить кредиторам Межпромбанка долг, превышающий 75 млрд рублей.
Согласно свидетельским показаниям бывших топ-менеджеров банка, которые приводятся в материалах суда, а именно — бывшего председателя исполнительной дирекции Марины Илларионовой, бывшего члена совета директоров Дмитрия Амунца, бывшего финдиректора Александра Бури и ряда других, Пугачев продолжал участвовать в делах Межпромбанка и после 2002 года — вплоть до 2010-го. Также Пугачев был попечителем «Траста ОПК», которому формально принадлежали акции банка.
«Пугачев отказался предоставить объяснение в отношении того, из каких источников он финансировал образ жизни обеспеченного человека, включая содержание нескольких домов, в том числе в Лондоне и на Французской Ривьере, роскошных яхт и многочисленного обслуживающего персонала. Единственными возможными активами из тех, информацию о которых г-н Пугачев раскрыл в соответствии с приказом Высокого суда Лондона о блокировке активов и от которых Пугачев мог получать денежные средства для покрытия расходов на проживание, были действующие трасты, — сказано в материалах АСВ. — Однако доверительные управляющие действующими трастами позднее заявили, что до решения о блокировке активов ни один траст не предоставлял займов и не распределял прибыли в пользу Пугачева. Если это верно, то среди активов, информацию о которых раскрыл Пугачев, отсутствует явный источник, из которого он мог получать средства для покрытия своих текущих расходов на проживание и выполнение налоговых обязательств. Возникает обоснованное предположение, что Пугачев раскрыл информацию о своих активах не в полном объеме».
Представитель Пугачева заявил, что информация АСВ не соответствует действительности. Он напомнил, что жалоба экс-сенатора направлена на безусловную отмену приказа об аресте активов и оспаривание юрисдикции. Представитель Пугачева также обратил внимание, что любая информация об активах и их местонахождении является строго конфиденциальной: «Допуск к представленному Сергеем Пугачевым по решению Высокого суда списку активов имеют только судья и строго ограниченный круг лиц. Любые попытки предать информацию об активах гласности нарушают судебный приказ».