Горно-металлургическая компания «Мечел» за девять месяцев 2014 года снизила добычу угля на 17%, до 17 млн т, производство стали – на 13%, до 3,18 млн т по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, следует из отчетности компании.
«Мечел» снизил производство стали из-за того, что останавливал производство электростали на Челябинском металлургическом комбинате и «Ижстали», говорится в опубликованном сегодня пресс-релизе компании. Компания уже сообщала в сентябре об отказе выпускать низкомаржинальную продукцию на этих предприятиях. Кроме этого на показатели реализации по всему металлургическому дивизиону повлияла продажа сбытовой сети «Мечел Сервис Глобал», сообщил гендиректор «Мечела» Олег Коржов, слова которого приводятся в пресс-релизе компании. Подробности сделки представитель компании не комментирует.
По словам Коржова, «Мечел» снизил добычу угля из-за остановки производственных мощностей североамериканской компании Mechel Bluestone и сокращения объема добычи «Южным Кузбассом» в Кемеровской области на 15% из-за нехватки оборотного капитала.
«На производственные показатели компании оказала влияние нехватка оборотного капитала из-за того, что в отчетном периоде «Мечел» обслуживал долг, который составляет около $8 млрд», – приводятся слова Коржова в пресс-релизе.
«Несмотря на то что все подразделения компании являются экономически эффективными и способны генерировать прибыль даже при сегодняшнем рекордно низком уровне цен на уголь, руду и сталь, в третьем квартале 2014 года производственные показатели компании подверглись влиянию нехватки оборотного капитала, которая была вызвана тем, что в отчетном периоде «Мечел» обслуживал долг по графикам погашения, которые рассчитывались для кардинально иной экономической ситуации», – сообщил Коржов.
«Мечел» продолжает вести переговоры с основными кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга, так как сложившаяся ситуация наносит прямой ущерб производственной деятельности «Мечела» – компания теряет прибыль, которую можно было бы направить на обслуживание обязательств и поддержание объемов производства», – сказал генеральный директор «Мечела».
Цены на основную продукцию «Мечела» – коксующийся уголь и железную руду – продолжают снижаться, говорит аналитик БКС Олег Петропавловский. Рост цен на сталь закончился из-за окончания строительного сезона в России. «Возможно, компания выживет, если ее долги реструктурируют, а возможно, выживет только по частям, если найдутся покупатели», – сказал РБК Петропавловский.
То, что топ-менеджер сам говорит о нехватке оборотного капитала компании и о ее влиянии на показатели, свидетельствует о том, что бизнес «Мечела» балансирует на грани и у компании проблемы со свободными средствами для расчетов с поставщиками и подрядчиками, потому что всю наличность она направляет на обслуживание банковских кредитов, говорит аналитик «Атона» Диннур Галиханов.
Cредние цены на коксующийся уголь снизились со $152 за тонну в четвертом квартале 2013 года до $120 во втором квартале 2014 года. ЕBITDA «Мечела» в первом полугодии сократилась на 38%, до $250 млн, из-за снижения цен на выпускаемую продукцию и сокращения объемов продаж, следует из презентации компании, размещенной на сайте. Вклад горнодобывающего сегмента в EBITDA «Мечела» по итогам первого полугодия 2014 года составляет 61%, стального – 30% и энергетического – 9%.
Металлургическая компания Игоря Зюзина – одна из самых закредитованных в России. Ее долг – более $8 млрд. Пути спасения «Мечела» ищут чиновники и кредиторы. Не факт, что после того, как будет решен вопрос о рефинансировании гигантского долга, нынешняя команда во главе с Зюзиным останется управлять компанией. Да и сам «Мечел», в рамках реструктуризации, может быть поделен на куски и распродан. Этот вопрос будет решаться на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, которому должны представить согласованные кредиторами план спасения «Мечела» и новую команду. Пока кандидатура нового руководителя не согласована, даты совещания тоже нет. РБК с помощью аналитиков инвестиционных компаний, разобралось кому и зачем могут приглянуться активы «Мечела».
Вчера арбитражный суд отложил на 21 ноября предварительное заседание по иску ВТБ к «Мечелу» на сумму 2,99 млрд руб. При этом «Мечел» сам подал иск к банку-кредитору об изменении условий кредитного договора. По словам представителя ответчика, встречный иск мотивирован резким падением цены на его продукцию, а также тем, что «российские потребители уклоняются от заключения с ним договоров, что невозможно было предвидеть ранее». «Мечел» просит внести изменения в договор в части выплаты процентов начиная с марта 2014 года. Иначе, подчеркнул юрист, это может привести к банкротству предприятия. Юристы скептически оценивают перспективы судебного иска «Мечела» к ВТБ.«В соответствии с гражданским кодексом «Мечел» может потребовать суд изменить кредитный договор в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, но данная норма права очень редко применяется на практике и практически неприменима к сложившейся ситуации», – сказал РБК адвокат бюро «S&K Вертикаль» Михаил Ильин.
Последние полгода «Мечел» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности. Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк предложенный план не устраивает. Госбанки со своей стороны предлагают конвертировать $3 млрд из почти $5 млрд долга перед ним в акции (Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд)) , что не устраивает основного владельца «Мечела» Игоря Зюзина, доля которого в этом случае снизится до 10%. 52% всей задолженности «Мечела» в рублях, 69% приходится на государственные банки. В конце сентября ВТБ и Сбербанк предъявили компании иски об истребовании порядка 4,5 млрд руб., сделав таким образом первый шаг к ее банкротству.
Источник: РБК