В Воронеже ищут способы освободить старые промышленные зоны

В Воронеже ищут способы освободить старые промышленные зоны

В Воронеже задались вопросом, как расселить «общежития» для бизнеса, в которые превратились площадки пришедших в упадок городских заводов. Кажется, что промышленное производство удобнее перенести в специальные парки, уже устроенные в районах области. Но даже налоговые льготы для их резидентов не убеждают небольшие компании сняться с места.

Переселение крупных и успешных предприятий из центра Воронежа уже стало тенденцией последних лет. Освободившиеся площадки осваивают девелоперы —  открывают складские терминалы, торговые и бизнес-центры. Однако несколько заводов словно остановились в развитии: в соседних цехах могут делать печенье и лить пластмассу, грузовики с продукцией усугубляют «пробки» на ближайших улицах, часть зданий и вовсе пустует.

— Наметился новый вектор использования территорий — после переезда мыловаренного завода и молочного комбината на их месте выросли жилые дома. Аналогичная судьба, по всей видимости, ждет территорию «Воронежсельмаша». Но есть предприятия, которые при явной избыточности своих площадок никак не определятся, что с ними делать, — пояснил руководитель «Агентства по инновациям и развитию Воронежской области» Игорь Лотков.

Директор частного индустриального парка «Перспектива» в Новоусманском районе Александр Енин предложил и этим компаниям перебраться за город:

— Когда мы начинали свой проект рядом с Воронежем, где и так полно старых промплощадок, то в числе прочего рассчитывали на то, что власти со временем будут стимулировать переход предприятий на цивилизованную модель организации производства. Надо проанализировать, в каких условиях находятся тысячи мелких фирм на территории бывших заводов-гигантов. Вот я был на «Электросигнале» — там очень пахнет карамелью, а рядом шьют трикотаж. Наверное, властям нужно принять волевое решение и применить к резидентам стихийных промзон санитарно-эпидемиологические, гигиенические и прочие нормативы. Кто не укладывается — пусть меняет прописку. Или другой пример: пришли ко мне супруги-бизнесмены, которые на одном из бывших заводов делают детали из пластмасс. Собственник территории берет непрописанную в договоре плату за все подряд: за въезд, пропуск фуры с продукцией, охрану… Сбыть с рук такую недвижимость нереально, а для переезда нужны деньги…

Отметим, что в старых цехах «квартируют», как правило, малые предприятия, которые не в состоянии оплатить перенос производства за черту города. Да и транспортная доступность площадки для работников играет не последнюю роль, тогда как организованный подвоз персонала по карману только большим предприятиям.

В старых цехах «квартируют», как правило, малые предприятия, которые не в состоянии оплатить перенос производства за черту города

К промзоне на бывшем заводе строительных алюминиевых конструкций таких нареканий не возникает. Дело в том, что здесь изначально подбирали резидентов по определенным принципам.

— Из-за кризиса завод ушел в простой и пережил два банкротства. Мы стали искать достоинства площадки: окраина, до федеральной трассы М-4 примерно 600 метров, жилья рядом нет, есть необходимая для размещения «грязного» производства пустая 300-метровая зона, литейный и гальванический цеха, высокие потолки, своя инфраструктура — электроподстанция, газ, очистные сооружения… И мы решили сделать ставку на энергоемкие производства, — рассказал исполнительный директор управляющей компании «Проминвест» Александр Носков.

Якорным резидентом стала известная мировая компания, которая арендовала помещения на 10 лет, за ней потянулось еще одно предприятие — благодаря чему и расходы на содержание объектов сократились, и имидж площадки улучшился. По мере того, как «квартирантов» становилось больше, для них составили внутреннее положение о пользовании землей, общими дорогами и вывозе мусора и зафиксировали цены на пять лет вперед. Прописаны в договорах и обязательства управляющей компании: где построят проезды, где проведут озеленение. Сейчас из полутора тысяч квадратных метров свободно 65 тысяч.

— Соглашусь с Александром Ениным в том, что промышленность надо уводить из центра Воронежа, — добавил Александр Носков. — Чем дальше оттуда, тем дешевле рабочая сила. Но нужно предлагать разумные условия. Одна фирма из Нижнекамска предпочла нашу площадку промзонам в Подмосковье и Тамбове только благодаря прозрачной ценовой политике, хотя арендная плата у конкурентов была ниже. Хорошо, если якорные арендаторы приводят за собой партнерские фирмы, чтобы локализовать производство. Однако тут все же требуются некие льготы для резидентов, а мы их предоставить не можем, так как не имеем официального статуса индустриального парка.

К слову, специалист напомнил, что в Германии и Франции реновацией индустриальных зон озаботились еще два десятка лет назад, а значит, чтобы изменить ситуацию и у нас, можно и нужно использовать западный опыт.

Прямая речь

Игорь Бригадин, замруководителя департамента промышленной политики Воронежской области:

— Исторически 60 процентов промпроизводства у нас было сосредоточено в столице региона. Остальное — разбросано по мелким зонам: Борисоглебск, Грибановка, Россошь, Нововоронеж и так далее. У ряда воронежских заводов были филиалы в Кантемировке и Верхнем Мамоне. Кроме их территорий, есть пустующие участки с коммуникациями, где раньше ремонтировали сельхозтехнику. В общей сложности для создания и ведения промышленного бизнеса в области имеется 93 свободные площадки вне населенных пунктов или в выделенных зонах. Только в трех районах мы потенциальным инвесторам ничего такого подобрать не можем —  в Поворинском, Новоусманском и Новохоперском. Но компании, как правило, нацелены на максимально быстрый результат. Неизбежно встают вопросы логистики и поиска кадров. Поэтому бизнес и предпочитает «насиженные» места.

Читайте далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version