Ваш банк обанкротился, а вы этого не заметили? Такое часто бывает в развитых странах. Там смена собственника банка вовсе не означает потрясений для рядовых вкладчиков, только перемену вывески. К этому дело идет и в России.
Агентство по страхованию вкладов получит постоянное право помогать банкам, чтобы предупреждать их банкротство. Иногда это оказывается менее затратным, чем страховые выплаты пострадавшим. Да и руководству банка ни к чему уводить активы, зная о близком крахе.
За это распространенное мошенничество ответственность теперь усилится. А бонусы руководителям банков, которые попадут под процедуру финансового оздоровления, будут сведены к минимуму. Правительство одобрило соответствующий законопроект минфина. Правда, вряд ли АСВ сможет широко воспользоваться своим правом, если не увеличить его средств. А они значительно поубавились.
Сомнительных банков становится меньше, но все это стоит денег. Из цифр, озвученных на заседании совета директоров АСВ, следует, что до конца года ему предстоит выдать еще 50 миллиардов рублей клиентам банков, которые лишатся своих лицензий. Это много, а значит, неизбежно повышение страховых отчислений банков. Здесь два пути, рассказал «РГ» директор Банковского института НИУ «Высшая школа экономики» Василий Солодков. В ЦБ хотят обязать банки, которые привлекают клиентов большими процентами, платить и больше страховых взносов.
Однако это может привести к тому, что частные банки лишатся своего конкурентного преимущества. Высокие взносы заставят их понизить ставки до уровня госбанков. Это не пойдет на пользу конкуренции на банковском рынке, а значит, сыграет против потребителей, считает эксперт. По его мнению, ставки страховых взносов должны быть одинаковыми.
Еще одно предлагаемое новшество — Банк России получит право инвестировать международные резервы России в акции и облигации зарубежных компаний. Проект таких поправок в закон о Центральном банке уже опубликован.
Сейчас, в условиях крайне низкой доходности государственных ценных бумаг США, Евросоюза, Японии, а также очевидных рисков, связанных со значительным ростом долговой нагрузки в этих странах, центробанки многих стран задумываются об альтернативных объектах для вложений резервов. Прежде всего в золото, но этот рынок ограничен по объему.
Поэтому все больше покупают ценные бумаги частных компаний, объяснил «РГ» Константин Корищенко, завкафедрой фондового рынка и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывший зампред ЦБ. Яркий пример — норвежский «нефтяной» суверенный фонд, средства которого размещаются в очень широкий спектр активов.
И с точки зрения соотношения рисков и доходности решение ЦБ РФ вполне своевременное, отмечает Константин Корищенко. Особенно с учетом политической ситуации. Бизнес все-таки старается быть вне политики, яркий пример — позиция компании SWIFT по поводу призывов отключить Россию от этой системы межбанковских платежей. Долговые обязательства конкретных государств более подвержены политическим рискам.
Определяющими для выбора стран, в бизнес которых вложат наши резервы, будут два фактора: ликвидность компаний и отсутствие риска санкций против России, полагает эксперт.
Запрет на инвестиции резервов в акции российских компаний сохранится. Но ЦБ и так имеет дело с акциями и облигациями российских компаний, получая их в залог в обмен на кредиты, объясняет Корищенко.