Банк ВТБ подал иск в Московский арбитражный суд, требуя взыскать с компании «Мечел» 2,99 млрд руб. Поводом для подачи иска стало то, что «Мечел» не сумел выплатить проценты по взятым ранее кредитам. Срок очередного платежа прошел 25 сентября 2014 года.
«Кредит не обслуживается, поэтому мы подали к «Мечелу» иск о возврате просроченной задолженности», – заявил газете «Известия» президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его словам, такой же позиции придерживаются и другие кредиторы «Мечела» – Сбербанк и Газпромбанк.
Костин отметил, что оснований для списания кредита нет, а реструктуризация долгов «Мечела» существенно не улучшит положение компании.
Чистый долг «Мечела» составляет около $8 млрд, значительная часть задолженности приходится на крупнейшие российские банки – Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд).
На прошлой неделе Костин предупредил: если руководство «Мечела» продолжит отвергать предложение кредиторов о конвертации долга компании в ее акции, банк ВТБ вынужден будет обратиться в суд.
«Если компания не может нести долговую нагрузку, единственным и самым рациональным способом является конверсия долга в equity, что на самом деле для банка не очень хорошо. Если этого не будет, к сожалению, другого выхода, кроме как применять меры правового характера в плане подачи иска, у нас нет, потому что предлагаемый план «Мечела» нас не устраивает. Он не решает главную проблему. Сколько долги не реструктурируй, эта нагрузка непосильна», – говорил он.
22 сентября стало известно, что встретившийся с главой банка ВТБ Андреем Костиным президент России Владимир Путин считает, что заемщики сами должны нести ответственность по своим долгам.
«Все они должны понимать, что все вопросы, которые будут возникать не в результате каких-то политических событий, а именно в ходе их хозяйственной и финансовой деятельности, в соответствии с законами рынка, они должны будут нести этот груз самостоятельно и должны будут об этом всегда думать, никогда об этом не забывать», – говорил Путин.
Костин назвал такой подход «абсолютно справедливым» и посетовал на то, что не все клиенты «в полной мере учитывают конъюнктуру рынка», а потом пытаются «какие-то особые условия получить от банковского сектора».
«Все-таки очень важно, чтобы дисциплина банковская, платежная, вообще дисциплина, существовала, и каждый отвечал бы за себя. Это, мне кажется, абсолютно на этот момент правильный подход, и мы такого подхода будем придерживаться», – пояснял Костин. «Этого должны придерживаться все участники экономической деятельности», – поддержал его Путин.
Последние полгода менеджмент «Мечела», банки-кредиторы и чиновники пытаются придумать схему вывода компании из гигантских долгов. Общая задолженность «Мечела» составляет на апрель 2014 года около $8 млрд. Основные кредиторы – Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца 2014 года.
По главному сценарию, который обсуждают банки, металлургическая компания и власти, в уставный капитал «Мечела» войдут банки-кредиторы. Для реструктуризации долга предлагается конвертировать около половины кредитов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина примерно до 10%, рассказал РБК сотрудник еще одного банка-кредитора. Ему может быть предложен опцион, который позволит выкупить долю обратно. Сейчас Зюзину принадлежит 67,42% «Мечела».
В начале сентября 2014 года стало известно, что «Мечел» предложил банкам новые условия по реструктуризации долгов. Как заявил генеральный директор «Мечела» Олег Коржов, компания предлагает кредиторам ввести льготный период уплаты на пять лет. «Мечел» не может платить полностью проценты по кредитам – только половину, а остальное руководство компании предлагает капитализировать в течение года-двух, объяснял Коржов.
Евгений Калюков