Арбитражный суд Новосибирской области расторг мировое соглашение, заключенное ЗАО «Сибсервисстройреконструкция» (СССР, входит в группу компаний «NordАзия») с кредиторами в 2011 году, и вновь открыл в этой крупной строительной компании конкурсное производство. За время действия мирового соглашения ЗАО не погасило долги перед рядом кредиторов на общую сумму 5,5 млн руб.
Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил ходатайство одного из кредиторов ЗАО СССР — ООО «СибАвтоТур» — о расторжении мирового соглашения от 2011 года и возобновил дело о банкротстве строительной компании, открыв конкурсное производство на три месяца. Согласно решению суда от 11 августа, причиной такого шага стала непогашенная задолженность перед «СибАвтоТуром» в 100 тыс. руб.
ЗАО СССР создано в 2001 году как одна из структур одноименной девелоперской группы компаний, входящей в бизнес-группу «NordАзия». По данным базы Kartoteka.ru, с 2005 года владельцами ЗАО на паритетных началах являются Оксана Лаврищева и Наталья Шван. Согласно последнему опубликованному финансовому отчету компании, ее выручка в 2011 году составила 12 млн руб., убытки — 16,8 млн руб.
ЗАО СССР — заметный игрок на строительном рынке Новосибирска. В год своего создания компания приступила к реализации первого проекта — реконструкции жилого квартала «Тихвинский» в Ленинском районе. Здесь предстояло снести 19 жилых домов и шесть зданий общежитий из категории ветхих и аварийных, а на их месте (общая площадь участка 7,1 га) построить более 120 тыс. кв. м нового жилья. К началу 2014 года, по данным ГК СССР, в «Тихвинском» построено восемь многоквартирных многоэтажных домов.
Затем ГК СССР стала участником ведомственной целевой программы по реконструкции новосибирского жилого фонда, в ее инвестиционном портфеле появились новые проекты. В 2012 году СССР взялась за создание микрорайона «Затон» в Ленинском районе (первая очередь — пять 5-этажных домов), затем получила площадки в Октябрьском районе под «Знаменский квартал» (первая очередь из многоэтажных домов на 36,7 тыс. кв. м), в Первомайском районе — под «Благодатный квартал» (несколько 10-этажных домов) и в Кировском районе — под квартал по ул. Бурденко (5-этажная застройка).
Но одновременно ЗАО СССР пришлось решать проблемы с дольщиками. В августе 2010 года по заявлению одного из них, Романа Разинкина, которому компания задолжала более 4,7 млн руб., в СССР было введено наблюдение, через шесть месяцев ЗАО было признано несостоятельным из-за общего долга в 51 млн руб. Впрочем, в августе 2011 года кредиторы, поверив в возможность восстановления платежеспособности должника, большинством голосов высказались за подписание с ним мирового соглашения. ЗАО обязалось погасить задолженность несколькими траншами до конца 2015 года. Однако в декабре прошлого года компания не смогла заплатить «СибАвтоТуру» 100 тыс. руб. Выяснилось также, что ЗАО СССР не погасило долги еще перед рядом кредиторов на общую сумму более 5,5 млн руб. Из них 4,887 млн руб. приходится на новосибирское ООО «Метеорплюс».
По данным базы Kartoteka.ru, «СибАвтоТур» аффилирован с ЗАО СССР через своего управляющего Дмитрия Андреева, который занимает пост председателя совета директоров группы «NordАзия». В свою очередь, «Метеорплюс», согласно размещенным на сайте ГК СССР декларациям, является подрядчиком на ряде объектов группы. Кроме того, заказчиком-застройщиком ГК уже несколько лет считается ЗАО «ИнвестТЭК», которое только в этом году выиграло два аукциона на развитие застроенных территорий в Ленинском районе общей площадью более 1 га.
Вчера получить комментарий в «NordАзии» о сегодняшней роли ЗАО СССР в группе и его перспективах в связи с возобновлением банкротства не удалось. Центр общественных связей «NordАзии» не ответил до конца дня на запрос „Ъ“.
По мнению некоторых участников рынка, проблемы ЗАО СССР связаны с «неумеренным» расширением поля деятельности. «В прошлом компания заигралась со скупкой земель, но, видимо, не смогла найти хорошего финансового партнера и сейчас через процедуру банкротства пытается все свои легальные затраты списать на подрядчиков и инвесторов», — заметил „Ъ“ на условиях анонимности один из аналитиков новосибирской строительной отрасли.