Сразу после открытия торгов на Московской бирже акции компании «Мечел», подешевевшие вчера более чем на 22%, снова пошли вниз. Вчера торги бумагами закрылись на отметке в 27,3 руб. за штуку, а сегодня к 10.35 мск за акции давали лишь 20,5 руб., что почти на 25% меньше.
Напомним также, что накануне резко упала стоимость депозитарных расписок «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Торги бумагами «Мечела» в Нью-Йорке закрылись 22 сентября на отметке в $1,02 за штуку, что примерно на 29,66% ниже уровня закрытия 19 сентября 2014 года.
«Резкое снижение стоимости акций компании вызвано слухами вокруг продолжающегося переговорного процесса о реструктуризации долга компании», — пояснил накануне РБК представитель компании. «Мечел прилагает все усилия для достижения взаимовыгодного решения, которое устроило бы все стороны», — добавил он.
«Держатели акций «Мечела» избавляются от них на слухах о банкротстве. В конце прошлой недели была концентрация новостей о компании, выступал ее гендиректор, который описал ход переговоров с банкирами, а потом ему ответили госбанкиры. После этого ряд держателей акций «Мечела», видимо, решили, что перспектива банкротства в данной ситуации является довольно вероятной и попытались от них избавиться», – прокомментировал РБК происходящее управляющий директор в УК «ФИНАМ-Менеджмент» Элвис Марламов.
Падение котировок заметно ускорилось вечером 22 сентября, после того, как стало известно, что встретившийся с главой банка ВТБ Андреем Костиным президент России Владимир Путин считает, что заемщики сами должны нести ответственность по своим долгам.
«Все они должны понимать, что все вопросы, которые будут возникать не в результате каких-то политических событий, а именно в ходе их хозяйственной и финансовой деятельности, в соответствии с законами рынка, они должны будут нести этот груз самостоятельно и должны будут об этом всегда думать, никогда об этом не забывать», – заявил Путин.
Костин назвал такой подход «абсолютно справедливым» и посетовал на то, что не все клиенты «в полной мере учитывают конъюнктуру рынка», а потом пытаются «какие-то особые условия получить от банковского сектора».
«Все-таки очень важно, чтобы дисциплина банковская, платежная, вообще дисциплина, существовала, и каждый отвечал бы за себя. Это, мне кажется, абсолютно на этот момент правильный подход, и мы такого подхода будем придерживаться», – пояснил Костин.
«Этого должны придерживаться все участники экономической деятельности», – поддержал его глава государства.
Слово «Мечел» в официальной стенограмме беседы главы ВТБ с Путиным не упоминается. Однако аналитик УК «Райффайзен Капитал» Михаил Кузин полагает, что на этой неделе долгая история по реструктуризации долгов «Мечела» может, наконец, закончиться.
В свою очередь, Марламов полагает, что глава «Мечела» Игорь Зюзин будет вынужден согласиться с планом банков, несмотря на то, что потеряет контроль над компанией.
«В сложившейся ситуации это лучше, чем ничего. Будет выпущена допэмиссия и банки получат 75% акций «Мечела», а доля Зюзина сократится в четыре раза, что позволит снизить долговую нагрузку до приемлемого уровня, и компания сможет выжить», – пояснил Марламов.
ВТБ является одним из крупнейших кредиторов «Мечела», и на прошлой неделе Костин предупредил, что если руководство «Мечела» продолжит отвергать предложение кредиторов о конвертации долга компании в ее акции, банк ВТБ вынужден будет обратиться в суд.
«Если компания не может нести долговую нагрузку, единственным и самым рациональным способом является конверсия долга в equity, что на самом деле для банка не очень хорошо. Если этого не будет, к сожалению, другого выхода, кроме как применять меры правового характера в плане подачи иска, у нас нет, потому что предлагаемый план «Мечела» нас не устраивает. Он не решает главную проблему. Сколько долги не реструктурируй, эта нагрузка непосильна», – заявил Костин.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев позицию Костина поддержал: «Мне кажется, что то, что говорит Костин – логично, и трудно предложить какой-то другой резонный вариант».
Последние полгода менеджмент «Мечела», банки-кредиторы и чиновники пытаются придумать схему вывода компании из гигантских долгов. Общая задолженность «Мечела» составляет на апрель 2014 года около $8 млрд. Основные кредиторы – Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца 2014 года.
По главному сценарию, который обсуждают банки, металлургическая компания и власти, в уставный капитал «Мечела» войдут банки-кредиторы. Для реструктуризации долга предлагается конвертировать около половины кредитов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина примерно до 10%, рассказал РБК сотрудник еще одного банка-кредитора. Ему может быть предложен опцион, который позволит выкупить долю обратно. Сейчас Зюзину принадлежит 67,42% «Мечела».
Кроме этого, «Мечел» пытается продать «Российским железным дорогам» ветку к Эльгинскому месторождению за $2 млрд. В начале сентября президент РЖД Владимир Якунин заявил, что деньги на выкуп ветки мог бы предоставить Фонд национального благосостояния. Сегодня глава ВЭБ Дмитриев заявил журналистам, что банк мог бы выделить РЖД деньги на покупку дороги, но «этот вариант не рассматривается».
В начале сентября 2014 года стало известно, что «Мечел» предложил банкам новые условия по реструктуризации долгов. Как заявил генеральный директор «Мечела» Олег Коржов, компания предлагает кредиторам ввести льготный период уплаты на пять лет. «Мечел» не может платить полностью проценты по кредитам – только половину, а остальное руководство компании предлагает капитализировать в течение года-двух, объяснил Коржов.
Чистый долг «Мечела» на апрель 2014 года составил около $8 млрд, значительная часть задолженности приходится на крупнейшие российские банки: Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд).
Евгений Калюков, Эльдар Ахмадиев