Акции «Мечела» обвалились на 22,22% в понедельник на Московской бирже, ближе к вечеру протестировав новый исторический минимум – 26,2 руб. за обыкновенную акцию и к закрытию торгов вернувшись к отметке 27,3 руб.
Стоимость депозитарных расписок «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже при открытии торгов упала на 34,5%, до $0,95 за бумагу.
Резкое снижение стоимости акций компании вызвано слухами вокруг продолжающихся переговоров о реструктуризации ее долга, сказал РБК представитель «Мечела».
Американские инвесторы реагируют на новости последних дней, считает аналитик «ВТБ Капитала» Вадим Астапович.
Падение котировок ускорилось днем 22 сентября, после того президент России Владимир Путин заявил, что заемщики сами должны нести ответственность по своим долгам. «Все они должны понимать, что все вопросы, которые будут возникать не в результате каких-то политических событий, а именно в ходе их хозяйственной и финансовой деятельности, в соответствии с законами рынка, они должны будут нести этот груз самостоятельно и должны будут об этом всегда думать, никогда об этом не забывать», – сказал Путин на встрече с главой госбанка ВТБ Андреем Костиным. Не все клиенты «в полной мере учитывают конъюнктуру рынка», а потом пытаются «какие-то особые условия получить от банковского сектора», посетовал Костин. Слово «Мечел» в официальной стенограмме беседы не встречается.
Если руководство «Мечела» продолжит отвергать предложение кредиторов о конвертации долга компании в ее акции, банк ВТБ вынужден будет обратиться в суд, говорил Костин на прошлой неделе.
Акции «Мечела» снижались в Москве и Нью-Йорке после заявления министра экономического развития Алексея Улюкаева о том, что банкротство компании является вероятным сценарием, такое громкое заявление высокопоставленный чиновник делает впервые, говорит аналитик Allianz Investments Виталий Купеев.
Последние полгода менеджмент «Мечела», банки-кредиторы и чиновники пытаются придумать схему вывода компании из гигантских долгов. Общая задолженность «Мечела» составляет на апрель 2014 года около $8 млрд. Основные кредиторы – Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца 2014 года.
Согласно основному сценарию, в уставный капитал «Мечела» войдут банки-кредиторы. Для реструктуризации долга предлагается конвертировать около половины кредитов госбанков в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина с 67,42% примерно до 10%. Ему может быть предложен опцион, который позволит выкупить долю обратно.
Кроме этого «Мечел» пытается продать «Российским железным дорогам» ветку к Эльгинскому месторождению за $2 млрд.
В начале сентября «Мечел» предложил банкам новые условия по реструктуризации долгов – ввести льготный период уплаты на пять лет. «Мечел» не может платить полностью проценты по кредитам – только половину, а остальное руководство компании предлагает капитализировать в течение года-двух, объяснял генеральный директор компании Олег Коржов.
Евгений Калюков, Эльдар Ахмадиев, Елизавета Добкина