Дороговизна обслуживания гособлигаций объясняется несколькими факторами. К ним относятся, например, госгарантии Киева по ценным бумагам НАК «Нафтогаз Украины». До конца сентября газовая компания должна погасить облигации на $1,6 млрд. Процентная ставка по ним составляет 9,5%, а купон выплачивается дважды в год – в марте и сентябре.
Пока «Нафтогаз» заявляет, что способен справиться с платежами в одиночку. 10 сентября главный советник главы правления «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что компания зарезервировала средства для выполнения своих обязательств. Тогда же министр финансов Украины Александр Шлапак отметил, что у Киева хватит валюты, чтобы выполнить все обязательства до конца года.
В этом Киеву могут помочь транши от МВФ в рамках кредита на $17 млрд., который был согласован весной этого года. Очередная порция в $1,4 млрд была направлена на Украину 4 сентября. По сведениям Tradeweb, с 2015 по конец 2017 годов Украина должна погасить бонды примерно на $7 млрд, которые торгуются на международном рынке.
Одним из крупнейших держателей украинских евробондов являются фонды Franklin Templeton под управлением Марка Мобиуса. По состоянию на конец марта они владели украинскими облигациями на $7,6 млрд.
Еще одной причиной недоверия участников рынка к украинским ценным бумагам является нестабильность на востоке страны. Официальному Киеву и самопровозглашенным Донецкой и Луганской народным республикам при посредничестве Минска 5 сентября удалось заключить перемирие. Но, как отмечает Bloomberg, новости о возможном срыве договоренностей и возобновлении боевых действий за последние четыре дня привели к росту стоимости украинских евробондов с погашением в июле 2017 года на 1,65 п.п. Отделение сепаратистских регионов или продолжение наступления украинских войск на Донецк и Луганск могут привести к еще большему скачку цен.
Инвесторы не убеждены
Несмотря на помощь со стороны МВФ и значительные золотовалютные резервы, которые в августе достигали $15,8 млрд., часть инвесторов полагает, что Украине все же придется хотя бы частично реструктуризировать свой долг в ближайшее время.
Как отмечает Bloomberg, аналитики Goldman Sachs 11 сентября спрогнозировали вероятность реструктуризации в 15% в следующем году. Держатели украинских облигаций при таком сценарии могут потерять от 35% до 50%.
Возможность реструктуризации Украиной своей задолженности обсуждалась и раньше. В частности, в июне The Wall Street Journal писала, что Украина неофициально обсуждала с кредиторами возможность реструктуризации задолженности или продления сроков ее погашения. Тогда сторонам не удалось прийти к компромиссу.
О недоверии инвесторов к украинской экономике свидетельствуют другие признаки. Ключевой украинский фондовый индекс UX по итогам вчерашних торгов снизился на 2,7%, в ходе сессии снижение достигало 3,8%. На межбанковском рынке 17 сентября курс доллара достиг 14,35 гривны, а евро – 18,59 гривны. Это значительно выше, чем установленные Нацбанком 13,08 гривны за доллар и 16,94 за евро. С начала года гривна подешевела по отношению к доллару на 36%.
Госдолг приближается к угрожающей отметке
В апреле рейтинговое агентство Moody’s опубликовало результаты своего исследования, из которого следует, что соотношение госдолга Украины к ВВП к концу года может вырасти до 60%. В конце 2013 года оно составляло 40,5%.
В случае увеличения долговой нагрузки до 60% Россия может потребовать от Украины досрочного возвращения задолженности в $3 млрд, что, в свою очередь, может вызвать перекрестные дефолты по другим украинским ценным бумагам. Российские власти заявляли, что не намерены этого делать. Однако в условиях непростых отношений Москвы и Киева в последние несколько месяцев инвесторы не могут полностью исключать такой вариант.
В начале сентября консалтинговая компания Oxford Economics предсказала дефолт Украины в ноябре 2015 года. Организация предположила, что из-за военного конфликта соотношение госдолга к ВВП Украины возрастет к 2018 году с 60% до 87%. Организация оговорилась, что ее прогноз не учитывает возможную утрату Киевом части территорий на востоке, за исключением Крыма.
15 сентября Шлапак признал, что госдолг «опасно приблизился» к этой отметке (60% ВВП). По состоянию на конец августа весь госдолг Украины оценивался Минфином в $69,2 млрд.
Сейчас кредитный рейтинг Украины тремя ведущими рейтинговыми агентствами – Moody’s, S&P и Fitch – оценивается в спекулятивных категориях, что свидетельствует о высокой степени риска неисполнения страной своих обязательств.
Александр Ратников