Минюст готовит поправки в законодательную базу третейских судов. Реформа должна укрепить взаимодействие государства и третейских судов, а также повысить к ним доверие бизнеса. Чтобы бизнесмены обращались в российский третейский суд, уверенные в справедливом, скором, а самое главное исполнимом судебном решении. К сожалению, пока предложения третейских судов зачастую встречают сопротивление со стороны госорганов.
К примеру, это относится к запретительным мерам по рассмотрению споров в области госзакупок. С прошлого года с разъяснениями минфина и мин-экономразвития был дан старт рассмотрению споров в сфере госзакупок в третейских судах. За это время больше половины госзаказчиков Москвы и Московской области, а также многих федеральных ведомств перешли на систему третейского судопроизводства. Судебная практика доказала необходимость использования коммерческого арбитража в сфере госзакупок. Однако в январе этого года ВАС РФ своим постановлением фактически запретил рассмотрение этой категории дел в третейских судах, что отразилось не только на коммерческом арбитраже, но и на оперативном решении социально значимых вопросов поставки оборудования, медпрепаратов для больниц, школ, детских садов и других госучреждений.
Тем не менее предприниматели все чаще обращаются с исками в отечественные третейские суды, предпочитая их государственному арбитражу. Но, как правило, интерес проявляют лишь те предприятия, которые объединены в профессиональные ассоциации и союзы, либо представители крупного бизнеса. И это естественно, ведь у них больше договорных отношений, более внушительный товарооборот по сравнению с представителями малого и среднего бизнеса.
Компетенция российских третейских судов распространяется на все экономические отношения, предусмотренные гражданским законодательством, кроме тех, которые относятся к исключительной подсудности государственных судов: административные, корпоративные и трудовые споры, иски в сфере публичных отношений, а также о признании предприятия банкротом. Между тем это крайне мало. За границей 60-90% хозяйственных споров разрешаются в коммерческих судах, в России сегодня в третейских судах рассматривается лишь десятая часть экономических споров.
Причина непопулярности альтернативных форм разрешения споров нам представляется в низкой информированности бизнеса о преимуществах третейского судопроизводства. Обширная судебная практика третейских судов законом закрыта для всеобщего обозрения. Другой причиной является несовершенство законодательной базы, которая только формируется.
Судом рассматриваются в основном коммерческие споры трех категорий. В первую очередь в финансово-кредитной сфере — на них приходится около 43% всех рассматриваемых дел. В сфере финансово-кредитных отношений за последний год Арбитражным третейским судом Москвы было взыскано задолженностей более чем на 2 млрд руб. В сравнении с государственным арбитражным судом цифра, возможно, не столь внушительная, но для третейского суда это неплохой показатель.
Основные категории споров, рассматриваемых в банковской сфере, — взыскание задолженностей с заемщиков. Кроме сумм основного долга также взыскиваются установленные в договорах неустойки, пени, штрафы по срокам возврата платежей. Часты споры, связанные с взысканием задолженностей с поручителей по договору займа. Поступает большой объем исков об обращении взыскания на заложенное имущество (ипотека). Причем лизинговые компании обращаются значительно реже, чем банки. По статистике, соотношение обращений в третейские суды лизинговых компаний и банков составляет 1: 5.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» микрофинансовые организации могут заключать третейские соглашения по договорам потребительского кредита только после возникновения самого спора, а не на стадии заключения договора. Однако эти ограничения не относятся к договорам поручительства и договорам залога. Поэтому микрофинансовые организации, лишившись возможности обращаться в третейские суды для взыскания задолженности с должников напрямую, активно используют инструментарий поручительства и залога для быстрого взыскания задолженности с недобросовестных заемщиков.
Однако больше всего исков подают представители строительно-промышленной сферы — 47% всех рассматриваемых арбитражем дел. Как правило, речь идет о взыскании задолженности с подрядчиков, с поставщиков, с заказчиков, споры по качеству выполнения работ и др. Компании строительно-промышленной сферы также прибегают к коммерческому арбитражу в области купли-продажи материалов с отсрочкой платежа. Здесь наиболее часто встречаются споры, так как у производителей сегодня нет возможности реализовывать свою продукцию со 100-процентной предоплатой, и компании вынуждены продавать продукцию с отсрочкой платежа. Поэтому они рискуют столкнуться с невозвратом денежных средств или непогашением задолженностей за произведенную продукцию. Эти проблемы оперативно решаются в третейских судах.
Вот лишь один пример из практики. Администрация одного подмосковного города заключила с застройщиком контракт. По его условиям был выделен участок для возведения многоэтажного жилого дома. После ввода здания в эксплуатацию 20% квартир в этом доме должны были перейти в собственность муниципалитета. В итоге возникли сложности по подписанию акта реализации, что для муниципальных властей означало проблему при получении площади по договору. Государственный суд, как правило, решает такой спор в течение года. Застройщик был готов к диалогу с администрацией, и спор был решен в Арбитражном третейском суде города Москвы в течение 10 дней. В результате было вынесено решение по делу в пользу муниципалитета.
В сфере госзакупок третейские суды сейчас рассматривают примерно 9% дел. Как правило, возникают спорные ситуации по госконтрактам между заказчиком и исполнителем по нарушению сроков исполнения работ, оплаты, качества исполнения работ.