«…если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придется отвечать асимметрично», — заявил Медведев. По его словам, одна из таких мер — закрытие воздушного пространства для западных авиакомпаний. «Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета. Но если нас ограничивают, нам придется отвечать. Если западные перевозчики будут летать вне нашего воздушного пространства, это может привести к банкротству многих авиакомпаний, которые и так балансируют на грани выживания. Но это плохая история. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали», — добавил премьер-министр.
При этом Украине он пообещал «симметричные меры». «Хотя в жизни все сложнее: отдельные части Украины тоже энергодефицитны и получают электроэнергию из России. И тот, кто принимает не очень умные решения об ограничении поставок энергии в Крым, должен понимать, что возможны симметричные меры», — заявил Медведев. 3 сентября украинские власти предупредили о возможности полного прекращения поставок электроэнергии в Крым. Компания «Укринтерэнерго» ввела лимиты на потребление, которые составляют 300 мегаватт утром и вечером, 500 мегаватт днем и 600 мегаватт ночью.
По словам премьер-министра, санкции не ставят под сомнение процесс глобализации. «Глобализация, вне всякого сомнения, даже с учетом политических противоречий все равно мейнстрим, хотим мы этого или не хотим», — заявил Медведев. По его словам, в России продолжится построение Международного финансового центра.
Медведев также рассказал о что запрет на ввоз продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии не принимался спонтанно. «Этому решению предшествовали закрытые консультации, потом я переговорил с президентом, он подписал указ, дал поручение правительству. После этого я еще раз собрал своих коллег, мы еще раз прошлись по всем товарным позициям. И после этого я объявил на заседании правительства, что подписал конкретный документ», — рассказал премьер-министр.
О том, что Россия может ввести запрет на транзитные полеты европейский компаний из Европы в Азию, стало известно в начале августа. По данным газеты «Ведомости», эта мера может стать ответом на европейские санкции против лоукостера «Добролет».
7 августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова пересмотреть правила использования трансибирских маршрутов. «В таких условиях правительство России рассматривает ряд ответных шагов. Я их назову, но это не означает, что они немедленно будут введены: это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских, американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – пояснял Медведев.
4 сентября стало известно, что новый пакет санкций, подготовленный Евросоюзом, предполагает запрет для российских государственных нефтяных компаний на привлечение средств на европейских рынках капитала. Об этом писала газета The Financial Times со ссылкой на проект новых санкций, работу над которым Еврокомиссия завершила 3 сентября. По данным издания, ограничения ударят по крупнейшим энергетическим российским компаниям, в том числе и по «Роснефти».
Издание уточняло, что Еврокомиссия предлагала распространить санкции на российские нефтянные компании, которые располагают активами более 1 трлн руб. (более $27 млрд) и получают более половины своих доходов от «продажи или транспортировки сырой нефти или нефтепродуктов». Таким образом, ограничения могут коснутся «Роснефти», а также «Газпром нефти», сообщало издание.
На следующий день, 5 сентября, стало известно, что Европейский союз отложил введение новых санкций. При этом дипломаты заявили, что решение может быть приостановлено, если соглашение о прекращении огня между Киевом и ополченцами будет выполнено, а Москва «выведет свои войска с Украины», отмечали дипломаты.
Также в интервью Медведев рассказал о том, что правительство рассматривает возможность оказания помощи компании «Роснефть». Так он ответил газете на вопрос о возможности выполнения «фантастической заявки «Роснефти» профинансировать долг на 1,5 трлн».
Григорий Набережнов