Весьма показателен пример выяснения отношений между Сбербанком России и Группой компаний «Алтэкс». Это — одно из самых громких дел Нижнего Новгорода вышло на новый этап: судебное следствие закончено и рассмотрение уголовного дела переходит к прениям сторон, назначенным на 26 августа 2014 года.
В СМИ сообщалось, что ЗАО «Алтэкс — группа компаний», которое в 2007 — 2008 годах заключило с ОАО «Сбербанк России» восемь кредитных договоров, не выполнило свои обязательства и причинило кредитной организации ущерб на сумму 527,2 млн рублей. Затем, по решению Арбитражного суда, компания была признана банкротом, и, как писала центральная пресса, смогла выплатить кредитору чуть больше 1 миллиона рублей.
В одной из газетных статей в феврале 2012 года подробно рассказывалось про махинации заемщика. В 2009 году ЗАО «Алтэкс — группа компаний» по решению своего основного акционера Андрея Городнова подало заявление о банкротстве. В отношении компании было введено конкурсное производство, а Сбербанк России был включен в реестр требований кредиторов. Но на тот момент активы некогда успешного предприятия составляли всего 2 млн рублей. Но вскоре стало ясно: платить компания не намерена. Как ранее сообщали СМИ, из официальных документов управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области следовало, что в 2009 году, незадолго до введения процедуры банкротства, менеджмент предприятия (Андрей Городнов, Павел Корнилов, Владимир Фролов, Максим Давыдов и Надежда Половинкина) участвовал в выведении активов на подконтрольные ООО.
При этом «схема вывода активов «Алтэкса» была, как выяснили журналисты, достаточно простой. Пока суд рассматривал дело о признании ГК «Алтэкс» банкротом, все ее активы были проданы ООО, участником которых выступал Павел Корнилов — ранее топ-менеджер ЗАО «Алтэкс» и один из обвиняемых по делу. Все недвижимое имущество «Алтэкса» переведено на ООО «Пифагор-3» и ООО «Пифагор-60», а позже — на ООО «Квадрат». «Кроме того, каким-то странным образом объекты недвижимости, ранее принадлежавшие ЗАО «Алтэкс — группа компаний», расположенные по адресам: Нижний Новгород, ул.Звездинка, д.3а; ул. Пискунова, д. 20а; ул. Шекспира, д. 10в, в 2010 г., были отчуждены в пользу Юрия Грошева, ныне министра инвестиционной политики Нижегородской области, однако, согласно имеющимся документам, больше его собственностью не являются», — сообщали СМИ.
Добиться возбуждения уголовного дела, как писали СМИ, в отношении менеджмента ЗАО «Алтэкс — группа компаний» Сбербанку удалось почти четыре года назад. В октябре 2010 года предпринимателям предъявили обвинение по статьям «мошенничество» и «преднамеренное банкротство». При этом стало известно, что от действий менеджеров пострадал и федеральный бюджет. По факту неуплаты банкротящимся предприятием налогов на сумму в 71,9 млн рублей было возбуждено дело по статье «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». Вероятно, средства, добытые преступным путем, нужно было как-то легализовать… По материалам, опубликованным информационным агентством «Росбалт», избежать тюремного заключения Городнову удалось благодаря внесению залога в 1 миллион рублей. Однако, по информации судебных приставов, он не имел имущества, содержал на иждивении троих детей и получал зарплату в 12 тыс. рублей в месяц.
Отчего же такая лояльность суда? Вероятно, помогли связи и знакомства? Следует напомнить — об этом писали СМИ — что в качестве конкурсного управляющего ЗАО «Алтэкс — группа компаний» был привлечен не чужой Городнову и его коллегам Олег Вдовин. Именно он в период конкурсного производства, начиная с декабря 2009 года, неоднократно вставал на сторону должника. Сбербанк порядка семи раз требовал отстранить Вдовина. Увы, но ни местные суды, ни Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа, региональным руководителем которой является Вдовин, доводам банка не вняли.
По мнению журналистов, создается впечатление, что схема фиктивного банкротства могла быть придумана менеджментом «Алтэкса» заранее. При этом вероятнее всего банкротство предприятия было тщательно спланированной и абсолютно подконтрольной процедурой.
По мнению представителей Сбербанка, доказательств виновности подсудимых во всех инкриминируемых им деяниях вполне достаточно для вынесения обвинительного приговора и назначения им реальных сроков наказания. Кроме того, хватает и оснований для обращения взыскания на имущество, выведенное из компании преступным путем по заниженной стоимости. Данное имущество было арестовано в ходе предварительного следствия для дальнейшего восстановления нарушенных прав кредитной организации.
Представители Сбербанка пояснили журналистам, что будут настаивать на реальных сроках наказания для подсудимых. Кроме этого они потребуют обращения взыскания на имущество, хотя даже его успешная реализация не позволит погасить задолженность в полном объеме.
Очевидно, что мошеннические схемы позволяют недобросовестным дебиторам избежать ответственности перед банками и вредят российской экономике, ведь за каждой кредитной организацией стоят честные вкладчики. Поставить точку в этом громком и показательном деле сможет только суд.